Первые ассенизаторские автомобили появились в середине ХХ столетия и были не очень совершенны. Для откачки нечистот в них использовался основной двигатель. Несколько позже такие машины стали оснащаться специальными вакуумными насосами. Сейчас установка ассенизаторского оборудования в Арзамасе производится на шасси мощных грузовых автомобилей.
Принципы и порядок работы
Ассенизаторская машина подъезжает к септику или выгребной яме. Затем в емкость, откуда требуется откачать нечистоты, погружается специальный шланг, после чего включается вакуумный насос, создающий необходимое разряжение и отходы начинают поступать в цистерну автомобиля. Быстрота закачки определяется производительностью насоса, мощностью двигателя и уровнем заполнения резервуара. Затем машина уезжает к месту сбора отходов, где её цистерна освобождается самотеком, для чего шланг подсоединяется к её днищу.
Вакуумный насос работает от основного двигателя, для чего автомобиль оснащается специальным валом отбора мощности.
Виды ассенизаторских машин
Сейчас распространены ассенизаторские автомобили двух типов: обычные и так называемые, илососы. Они различаются между собой техническими характеристиками, конструкцией и сферой применения. Эти различия состоят в следующем:
- Обычные ассенизаторские машины оснащаются насосами средней производительности со шлангами средней ширины. Они используются в основном для откачки сточных вод и канализационных отстойников и других подобных сооружений.
- Илососы гораздо мощнее. На них устанавливаются насосы повышенной мощности с очень широкими шлангами, благодаря чему такие машины могут использоваться для откачки сильно загустевших отходов.
По прибытия к месту работы, водитель-оператор останавливает машину возле емкости требующей очистки, подсоединяет шланг к приемному патрубку цистерны, а его свободный конец погружает в емкость. Затем он подсоединяет вал отбора мощности к вакуумному насосу и включает мотор. При необходимости длину шланга можно нарастить. Процесс откачки отходов обычно занимает немного времени: от двух до десяти минут в зависимости от густоты отходов и производительности насоса.
При очистке выгребных ям рекомендуется после откачки заполнить яму водой, а затем снова её откачать. Это значительно повышает качество очистки.
Слив отходов из ассенизаторских машин осуществляется только в специально отведенных для этого местах, где затем отходы подвергаются очистке и частичной переработке. Причем для каждого вида отходов существуют свои специальные приемники.
Как уже отмечалось выше, слив отходов из цистерны автомобиля производится самотеком, для чего шланг подсоединяется к самой нижней точке резервуара.